- Сау бæрæджы дзуар – перевод
-
Сау бараджы дзуар (букв. «святой Черный всадник») – покровитель воров и разбойников в осетинской мифологии. Считается, что сау бараджы дзуар всегда ездит на черном коне и в черных одеждах впереди людей, отправляющихся на разбой, воровство. В сказаниях выступает как антипод Уастырджи, в отдельных вариантах – как покровитель волков, рыскающих по ночам в поисках добычи. Почитание сау бараджы дзуар ограничивается только Алагирским ущельем, где в окрестностях селения Быз ему посвящена особая роща. Считалось, что в этой роще мог укрыться каждый преступник. По некоторым преданиям осетин роща сау бараджы дзуар была также местом обитания Фарныджы дзуара, защищавшего вообще всех преступников, в том числе и убийц. В честь сау бараджы дзуар ежегодно весною жители сел Быз устраивали праздник: в каждом доме резали барана, а все село – быка, приобретенного на общественный счет, варили в огромных котлах пиво, готовили араку. Пиршества, на которые приезжали родственники и выходцы из села, продолжались в течении нескольких дней. Появление культа сау бараджы дзуар относится к периоду не позднее ХVII – начала ХVIII вв. – времени межродовой борьбы осетин, когда набеги постепенно превратились в важный источник наживы. У воров и разбойников был свой язык – «Абырджыты æвзаг».
Словарь по этнографии и мифологии осетин. 2014.